Башков Виктор Иванович (1938-2002) — физик, исследователь аномальных явлений, профессор, активный член Татарского республиканского комитета по исследованию феноменов Природы и экологии человека.
Чувствительность к иному : о В.И. Башкове : [сборник / сост. Н.П. Гоник, преподаватель]. — Казань : Изд-во Казанского университета, 2005. — 102,[2] с., [6] л. ил., цв. ил., портр. ; 21 см. — Библиогр. в подстроч. прим. 5-7464-0631-7
Авторские права (составитель и редактор) – ЧЕРНОБРОВ Вадим Александрович
История любой науки, в том числе и уфологии, в первую очередь связана с конкретными людьми, которые в одиночку или группами устремляются к познанию неизведанного и на этом пути, порой тяжелом, продолжительном и опасном, совершают малые и большие открытия. Исследователи таинственного окружающего мира во все времена в глазах простых людей выглядели чудаками. Это и понятно, ведь ученые – это каста одержимых идеями людей, которые готовы жить на скудном пайке, лишь бы им позволяли заниматься любимым делом. Все сказанное относится к людям, называющих себя уфологами. Можно лишь добавить, что им крайне тяжело в ситуациях, когда придирчивые скептики, чванливо смеясь в лицо, просят вещественно доказать существование НЛО. Официальная наука до сих пор относит уфологию в разряд паранаук (или лженаук). Но энтузиасты не ждут ни от кого помощи, а сами действуют на собственный страх и риск, постоянно совершенствуются.
Началом организованного уфологического движения в Казани можно считать конец 1989 – начало 1990 года, а до этого момента были в Казани разрозненные группы и отдельные энтузиасты, которые интересовались проблемой НЛО и аномальными явлениями в природе. Следует отметить, что возрождение уфологического движения и рождение молодой науки сопровождалось, пожалуй, некоторой величавостью духовной атмосферы с различными оттенками мистики и наличием магически-притягательного слова «уфология».
Что способствовало объединению и сплочению уфологов в Казани? Тут можно отметить несколько факторов. Один из них – социально-политический. Благодаря социальным переменам в стране, к этому времени открылась возможность создать общественную альтернативную научную организацию, призванную заниматься уфологическими и другими феноменальными (аномальными) проблемами. С конца ноября 1989 года в Москве впервые началась официальная учеба по уфологии и подготовка специалистов. Равилю Исхакову довелось учиться среди первых слушателей уфологической школы «Базис», в которой он получил систематизированные знания по уфологии. Параллельно с учебой в школе «Базис» велась подготовка учредительных документов (Плана и Программы деятельности на базе Устава СНТО) новой организации, обдумывалось ее название и формировался состав. И вот – официально зарегистрирован Татарский республиканский комитет по исследованию феноменов природы (чуть позднее добавили фразу «и экологии человека») при Союзе научных и технических обществ Татарии (ныне СНИО РТ – Союз научно-инженерных обществ Республики Татарстан). Спасибо членам руководства СНИО РТ, которые вовремя поддержали данную инициативу, а затем даже участвовали в отдельных программах Комитета. В этот научно-просветительский общественный Комитет были приглашены наиболее демократичные, независимые от чужого мнения, талантливые и уважаемые казанские ученые: профессор Н.Н. Непримеров, доценты В.И. Башков, М.Ш. Якупов, Ш.Ф. Муртазин и др. На инициатора создания данного Комитета Р.Л. Исхакова была возложена обязанность председателя.
Руководствуясь принципами системности, впервые уфологические исследования в Казани строились на плановой и целенаправленной основе, при этом научные данные должны были корректироваться новой философией и практикой. Коротко общий план выглядит так: во-первых – научно-исследовательская программа включает: проблемы уфологии (изучение НЛО, сбор информации, экспедиции, теоретический анализ); проблемы парапсихологии (экстрасенсорика, телепатия, телекинез и др.); проблемы развития и применения феноменальных возможностей человека; проблемы философской антропологии, онтологии; участие в работе научно-практических конференций; во-вторых – просветительская программа: публикация статей, книг на уфологические и другие феноменологические темы; выступления с лекциями на радио и телевидении, в клубах, домах культуры и школах. В-третьих – организационная работа: проведение рабочих семинаров и научно-практических конференций, повышение квалификации, обмен опытом, привлечение к работе в Комитет новых кадров, работа с письмами и др.
…
В 1990 году можно было еще свободно поехать в союзные республики на уфологические конференции. Так в середине мая Равиль Исхаков вдвоем с доцентом КГУ Виктором Башковым совершили поездку во Фрунзе (ныне Бишкек), где участвовали во Всесоюзной уфологической конференции. Организовал этот форум руководитель Киргизского уфоцентра М.С. Ельцин, он выпустил тогда к началу конференции свои три брошюры по уфологии. Осенью состоялась в Таллинне международная конференция «Дом Земли Третьего тысячелетия», где работало несколько секций, в том числе и уфологическая. Вообще говоря, уфологическая тематика в разной степени спонтанно поднималась и обсуждалась на многих научно-практических конференциях. Начинающие уфологи жадно ловили каждое слово патриархов уфологии, старших коллег. Престижным было не только участвовать на конференциях, но и присутствовать там при кулуарных разговорах. На таких научных праздниках встречались со старыми друзьями и знакомились с новыми интересными людьми.
Набравшись опыта участия на чужих конференциях, нужно было думать о проведении в Казани своей научно-практической конференции, которую наметили на апрель 1991 года. Почти за год началась подготовка к конференции: сначала выбрали ее название: «Феномены природы и экология человека»; затем составили список обсуждаемых вопросов, потом подготовили информационное письмо, которое распространяли в разные города Советского Союза и районные центры Татарии. Отправляли письма в бумажных конвертах обычной почтой по известным адресам. Очень эффективно распространять информацию и приглашения из рук в руки, этим приходилось пользоваться во время своих поездок на конференции в разные города. Постепенно стали поступать в адрес оргкомитета казанской конференции заявки и тезисы докладов. Еще раз подчеркнем, что 90-й год был очень тяжелым. Тогда компьютерной техники в Казани почти не было, печатали все документы на механической печатающей машинке, но и такие машинки были в дефиците. Помогли отпечатать некоторое количество информационных листов о первом симпозиуме в СНТО, а затем активисты ходили по организациям и просили снять копии с этих листов. Бумага также была в дефиците. Макет сборника трудов конференции «Феномены природы и экология человека» помогли отпечатать в редакции «Комсомолец Татарии», а тираж сборника отпечатали на желтовато-серой оберточной бумаге, но и эта бумага была в страшном дефиците. О том, как организовывали и провели первую казанскую научно-практическую «уфологическую» конференцию, это отдельная большая повесть.
…
Большинство старейшин казанского уфологического движения, такие как Г.Г. Галеев, В.И. Башков, А.А. Осипов, К.С. Шакиров, Р.Г. Хисамов, Р.Л. Исхаков, И.А. Садыхов, С.Н. Попов, А.П. Краснов, М.В. Петрова, А.Г. Воронин, С.В. Шубин, С.Г. Воронов, М.Б. Гуслистова, В.Я. Федяев, В.Н. Перфильев, Р.Р. Балтачёв, А.А. Филиппов и другие, продолжают заниматься благородным научным поиском.